МЕДИУМИЗМ. МЕДИУМ. ЧЕННЕЛИНГ. Связь с одержанием. (см. также "Психизм")

"Медиумизм - это род посредничества, при котором страдающий этим свойством человек должен стать агентом для связи между живым человеком и усопшим "духом". Существуют систематические методы тренировки для развития этого нежелательного навыка.

Ни один совершенно здоровый человек на физическом или психическом плане никогда не может быть медиумом. То, что медиумы видят, слышат и чувствуют - "реально", но ложно, ибо оно образовано или из астрального плана, столь обманчивого в своих вибрациях и видениях, или из чистых галлюцинаций, реально существующих только для тех, кто их воспринимает."

(Е.П.Блаватская "Ключ к Теософии")


"Медиумизм может легко развиться где угодно, но думаем, что он слишком опасен, и посему воздерживаемся от каких-либо указаний по его развитию.

Медиумами в основном рождаются, у них особенная психо-физиологическая конституция. Но некоторые из известных в наше время медиумов стали ими, посещая спиритические сеансы. У многих людей медиумические способности находятся в латентном состоянии и могут быть развиты в результате усилий или же в благоприятных условиях. То же самое относится и к адептству. Все мы имеем латентные зародыши адептства, но их проще вызвать к жизни у одних, нежели у других."

(Е.П.Блаватская "Ответы на вопросы о Йога-Видье")


"Медиумизм есть особое строение организма
, при котором наш эфирный двойник (низшее астральное тело) выделяется особенно легко и помимо нашей воли.

Большинство феноменов на спиритических сеансах совершаются посредством этого эфирного двойника, который как бы образует среду сообщения между душою и физическим телом человека, сходную с состоянием эфирных волн, приведённых в действие между станциями беспроволочного телеграфа. Конечно, при всех таких медиумистических манифестациях высокая психическая энергия не участвует. Изменить строение организма невозможно, можно лишь всячески советовать развивать свою духовную волю и тем постепенно подчинить ей непроизвольные выявления своего двойника, эманациями которого могут пользоваться для своих целей самые нежелательные обитатели Тонкого Мира. Для такого овладения непроизвольными выделениями нужно, прежде всего, постоянно направлять свои мысли к самому Высокому, стараясь создать вокруг себя атмосферу чистоты, чтобы воспрепятствовать проникновению тёмных сущностей. Так, медиум должен развить в себе сильное внутреннее противодействие всем тёмным влияниям, но именно это особенно и трудно ему. Как сказано в Учении - "медиум есть постоялый двор для развоплощённых лжецов". ...всячески очищать своё сознание и утвердиться на постоянном устремлении к самому Высокому, другого пути нет."

(Письма Елены Рерих. т.1, 5.3.1935)


"По своему строению медиум от рождения открыт для всех внешних влияний. Воля его в полном подчинении одержателей, которыми кишат низшие слои Астрального Мира, и, конечно, весь ужас в том, что он не сознает этого своего подчинения. Именно, труднее всего медиуму укрепить свою волю и тем противостать одержателям и шептунам. У многих медиумические способности в зачаточном состоянии и даже обладающий такой особенностью организма часто не подозревает о ней, и благо ему, если не будет дан толчек к их развитию. Вот почему так опасны, советы, как развить в себе те или иные сиддхи, которые при отсутствии накопленного духовного синтеза ничего дать не могут, и, в конце концов, почти всегда приводят к расстройству нервной системы, одержанию и смерти, если не физической, то духовной всегда. Так, все книги, широко выдающие способы механических достижений тех или иных психических явлений, нужно рассматривать как очень вредные, и, во всяком случае, следовало бы тут же изложить все те опасности, которые подстерегают профанов при касании к этой науке, требующей самого бережного, тонкого и точно научного к себе отношения, Именно, как сказано в Учении: «Без Учителя нельзя развивать психическую энергию, ибо процесс этот сопряжен с большими опасностями».

Ведь не пустите Вы детей одних без сведующего сопровожатого в физический кабинет? Конечно, следует приветствовать каждый научный подход, каждое смелое исследование. Ведь производятся же самые опасные опыты с неисследованными энергиями, но для этого принимаются все предосторожности, создаются специальные условия и не только толпы при этом не призываются и не оповещаются, но даже несведующие люди не допускаются в такую лабораторию. Почему же здесь, в эту лабораторию, где все тоньше, сложнее и, следовательно, гораздо опаснее, призываются к принятию участия в исследованиях все профаны, все духовно неумытые и потому незащищенные? Все подобные книги, без пояснения губительных последствий при неправильном применении, выдаются не с благословения Великого Учителя. Конечно, правильное дыхание, умение глубоко и ритмично дышать есть великое целительное средство для восстановления наших сил, как духовных, так и физических. Но ведь та Пранаяма, которую советуют все эти книги, состоит не только в указании на правильность дыхания, но попутно они указывают и удерживание дыхания, и концентрацию на центрах и вращение их, и всю прочую гимнастику. Но добросовестный и сведущий врач пропишет каждому дозу лекарства, соответствующую именно его болезни и организму. Мышьяк очень полезен в малых дозах, но при усиленных приемах он может вызвать отравление. Широковещательные выпуски таких руководств в массы я считаю равносильным, нет хуже, открытой продаже ядов на базарах, ибо яд разрушает лишь органическое тело, насилие же над тонкими центрами приводит к смерти душевной."

(Е.И.Рерих. Огонь Неопаляющий)


Можно различать степени психической энергии не по силе, но по качеству. Говоря безотносительно, худшее свойство энергии будет у медиумов, ибо оно подвержено всем окружающим условиям, даже атмосферическим, и Учителя очень беспокоятся об этом свойстве.

Затем идет длинный ряд частичных проявлений психической энергии без духовного синтеза. Кто-то видит или слышит, но без слияния с Учением. Конечно, самый нужный вид психической энергии для эволюции есть качество медиаторов. Обладая чувствительностью, они всегда сохраняют синтез Учения. Это качество синтеза, накопленное опытами веков, хранит их от темных влияний. Медиумами можно интересоваться, медиаторов нужно уважать и ценить.

(Агни Йога)


"Не укажет ли Учитель различие между медиумизмом и открытыми центрами?

– Открытые центры дают эволюционный космический канал, медиумы же как ладьи без руля. Всё человечество в совершенстве должно двигаться по эволюционному каналу, но закрытые центры относят его далеко назад. Открытые центры есть лишь доказательство правильного направления, но медиумизм есть лишь опасность. Медиум есть постоялый двор для развоплощённых лжецов.
– А психизм?
– В большей степени также одержимость.
Психометрия?
– Иногда близка к правде – внушённая извне."

(Елена Рерих. "Листы дневника. 1927-1928", 15 мая 1928 г.)


"Медиумизм есть противоположность адептизма; медиум есть пассивный инструмент чужых воздействий; адепт активно управляет самим собою и всеми ниже его стоящими силами.


...Одною из фаз магического искусства является добровольное и сознательное выделение внутреннего человека (астральной формы) из внешнего человека (физического тела). В случае некоторых медиумов это выделение происходит, но оно бессознательно и непроизвольно. В таких случаях тело более или менее каталептично; но у адепта отсутствие его астральной формы будет незаметным, ибо физические чувства бодрствуют и личность его будет казаться только как бы отвлекшейся - «погруженной в размышления», как некоторые называют это... "

(Е.П. Блаватская. Основания эзотерической философии)


Увеличить "Немало споров относительно состояния, обычно именуемого трансом, происходит в настоящее время среди его исследователей. Особенно остро дискутируется вопрос о том, имеется ли сколько-нибудь существенное различие между состоянием невосприимчивости к физическому окружению, имеющим место у йогов или учеников Ложи тех, что при погружении в сознательный транс, или самадхи, находятся под непосредственным руководством кого-либо из Посвященных, и положением так называемого спиритического медиума, находящегося во власти сущностей низшего астрального плана. Однако хороший ясновидящий или продвинувшийся чела увидит разницу между этими двумя состояниями с первого взгляда. В сушумне йога или ученика видны четыре быстро вибрирующих призматических цвета; но они сливаются и смешиваются столь быстро, что за какой-то определенный промежуток времени довольно трудно разобрать какой-либо отдельный цвет. В том же канале тела медиума можно увидеть те же самые цвета, но они очень тусклые, их вибрации замедленны, а контуры ясно отличаются друг от друга.

Пребывающий в трансе медиум находится во власти любого чуждого астрального влияния и не может защитить себя. Это происходит оттого, что его собственная воля временно парализована, и астральное тело плывет по воле волн в почти полусознательном состоянии. Подчас оно оказывается в непосредственном соседстве с более высокоразвитыми развоплощенными сущностями, все еще привязанными к земле, которые либо искупают нарушение циклического закона (кармы), либо не обладают достаточной силой, чтобы обуздать свои низшие принципы, и поэтому находятся под их влиянием. Такая сущность может дать на первый взгляд весьма поучительные указания, но подтвердить свои собственные теории и выводы на собственном примере она так же не способна, как не могла этого сделать и тогда, когда находилась на физическом плане, среди мужчин и женщин такого же уровня развития. Поэтому на ее советы и утверждения совершенно нельзя полагаться. Для медиума они могут казаться исходящими из какого-то высокого духовного источника, поэтому здесь нельзя предполагать умышленного обмана других. Конечно, Мы имеем в виду только тех медиумов, которые не способны на сознательное мошенничество и ложь.

Очень трудно убедить некоторых людей в том, что при переходе из одного плана в другой душа не может неким чудесным образом изменить своих основных качеств и превратиться из прежнего демона в ангела. Ведь истина заключается в том, что душа переходит в астральный план почти в том же состоянии развития, которого достигла к моменту оставления физического плана. Ум увлеченного медиума слишком часто впадает в состояние полного расслабления и распада, когда окружается элементалами и низшими человеческими вампирами, питающимися его субстанцией, до тех пор пока не превратят его в умственную и моральную развалину. Но что еще более важно это тот факт, что, когда он находится в трансе, его высший ментал, или духовная душа, временно лишается способности контролировать низшие принципы, ибо антаскарана, или мост между ними, наполовину парализован, когда астральное тело противоестественно выделяет свою сущность без многолетней подготовки и соответствующей защиты.

Йоги или принятые ученики научились настолько управлять своим телом, что, пребывая в трансе, теряют чувство времени и пространства, и их движение ограничивается только их собственной волей и желанием. Ясновидящий видит разницу между йогом или учеником и медиумом в трансе не только благодаря проявляющимся в сушумне цветам. Цвета, принадлежащие нижней четверке (четырем нижним центрам или чакрам), красный, зеленый, оранжевый и красно-фиолетовый, приобретают в ауре медиума очень яркий оттенок, тогда как в ауре йога или ученика наблюдается лишь золотистое свечение с происходящими в нем время от времени вспышками ультрафиолета; при этом все цвета находятся в состоянии быстрой вибрации. Задача объединения двух аспектов Божественной ВОЛИ ставится перед учеником сразу же после принятия его Учителем, который должен руководить его развитием, и полностью завершается в процессе определенного Посвящения, в момент обретения Огненного (или постоянного) тела. Я не стану утверждать, что такое тело не может быть приобретено без общения с каким-либо Посвященным на физическом плане, но Я настаиваю на том, что такое тело нельзя построить без полного повиновения законам, благодаря которому принятый ученик побеждает Стража Порога, или, иными словами, разрушает ранее упомянутый мост между своим высшим астралом и высшими принципами низшего астрального тела. Одно из преимуществ ученичества - ускоренное развитие. Ни один ученый в своем стремлении дойти до истины не станет отказываться от помощи более маститого коллеги. Точно так же ни один человек не будет отвергать помощи и указаний кого-либо из Посвященных, ибо рано или поздно, если не на физическом, то на астральном плане жизни им должна будет руководить более высокоразвитая Сущность, пока он сам не станет способен распознавать и поражать коварных и лживых врагов, осаждающих как высшие, так и низшие ступени жизненного пути.

Некоторые опасности, подстерегающие медиума, загипнотизированных или подвергнутых воздействию месмеризма субъектов, подобны тем, с которыми сталкивается преждевременно родившийся ребенок. Ни медиум, ни ребенок не подготовлены к встрече с атакующими их враждебными силами, внезапно оказываясь незащищенными среди непривычного и чуждого им окружения. И тому и другому требуются помощь и поддержка. Точно так же как обретает силу птенец, пробивающий себе выход из скорлупы, охранявшей его в период формирования, эта сила приобретается лишь в жестокой борьбе с враждебными условиями. Посвященный, или Мастер, лишь освещает путь и указывает трясины по одну сторону дороги жизни и хищных, кровожадных зверей по другую; но ученик сам должен пройти через все испытания и уничтожить чудищ своим знанием и силой, которые он приобрел, пробивая ту скорлупу, в которую был заключен в период своего созревания, или, иными словами, когда он жил в мире людей и вещей.

Одно из величайших заблуждений, которым подвержены ортодоксальные религиозные последователи, заключается в том, что им кажется, будто законы, управляющие видимой Вселенной, теряют свою силу за предполагаемой границей между видимыми и невидимыми в настоящее время царствами; тогда как в действительности никакой демаркационной линии не существует. Одни и те же законы действуют на всех планах проявления, а кажущееся различие между ними объясняется лишь переменой состояния субстанции, или материи, из которой эти планы состоят. Оккультист, который не видит возможности дать ученику правильное представление из-за неспособности последнего понять законы вибраций, приводящих к проявлению этих различных состояний материи, часто излагает ложное представление; отсюда и появилось выражение: Законы такого-то и такого-то планов изменяются, используемое при попытке дать какое-то представление о жизни обитателей этих планов."

(Ученичество versus медиумизм. "Учение Храма", т.1)


"Конечно, одержимость часто есть следствие магических вызываний. Медиумизм живёт рядом с магией."

(Агни Йога, книга "Агни Йога")


"Именно психизм и медиумизм отвращают человека от высших сфер, ибо тонкое тело настолько насыщается низшими эманациями, что вся сущность меняется."

(Письма Е.И.Рерих, т.1, 12.12.1934)


"Медиумизм есть страшная вещь, ибо это и есть одержание. Потому так опасны все теософические книги, указующие на способы выделения астрала и открытия центров посредством усиленной пранаямы и других механических упражнений. Причем всякое развитие сил путем механических упражнений не прочно и едва продолжается на одну жизнь, тогда как все достигнутое путем духовным никогда не может быть утеряно. Все скрытые силы развиваются в человеке постепенно, по мере овладения им низшими проявлениями его природы в целом ряде прошлых жизней.

Нужно понять, что медиумизм не имеет ничего общего с открытием центров. Помните, как медиумизм приравнивается к "постоялому двору для развоплощенных лжецов". Также и психизм далек от огненной трансмутации центров. Частичное открытие центров не есть огненная трансмутация. Так, медиумизм и низший психизм приравниваются в Учении к капле грязной воды в чаше Огненной Йоги. ...Сердечное Общение с Иерархией не нуждается ни в тантрах, ни в магии."

(Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву)

См. также:

- Психизм
- Некромантия
- Спиритизм
- Тонкие тела, оболочки
- Экстрасенсорные способности