ЧЕЛА (санскр.) Ученик. Воспитанник Гуру или Мудреца, последователь определенного Адепта или философской школы.

(Е.П.Блаватская "Ключ к теософии")


"Чела" - это тот, кто предложил себя в качестве ученика, чтобы на практике изучить "тайные мистерии природы и психические силы, дремлющие в человеке". Духовный учитель, которому он предлагает свою кандидатуру, в Индии называется гуру; и истинный гуру - это всегда адепт оккультной науки. Человек глубокого экзотерического и эзотерического знания, и прежде всего последнего; тот, кто подчинил свою телесную природу воле; тот, кто развил в себе самом две силы (сиддхи), одну для управления природными явлениями, и вторую для исследования тайны природы с помощью способностей своего существа, пребывавших ранее в скрытом состоянии, а теперь ставших активными, - таким должен быть истинный гуру.

...В течение столетий выбор чел - помимо традиционной группы людей внутри гонпа (храма) - производился самими гималайскими махатмами среди естественных мистиков в Тибете, где их довольно много. Единственные исключения были сделаны для людей Запада таких, как Фладд, Томас Воган, Парацельс, Пико делла Мирандола, граф Сен-Жермен и т. п., чья близость к этой небесной науке заставила этих далеко обитающих адептов вступить с ними в личные контакты и передать им малую (или большую) часть целостной истины, в той мере, в какой это было возможно в окружающих их социальных условиях. Из книги IV Киу-те, главы "Законы Упасан", мы узнаем, что чела должен обладать следующими качествами:

1. Совершенным физическим здоровьем;
2. Абсолютной нравственной и физической чистотой;
3. Неэгоистичностью своих целей; всеобщим милосердием; состраданием ко всем одушевленным существам;
4. Правдивостью и непреклонной верой в закон кармы, верой, не зависящей от какой-либо силы, которая могла бы на него повлиять: закон, действию которого не может помешать никакая иная сила, и который не может быть изменен молитвой или какой-нибудь экзотерической церемонией;
5. Смелость, бесстрашная в любой опасной ситуации, даже под угрозой смерти;
6. Интуитивное восприятие любого существа как проявление Авалокитешвары или Божественного Атмана (Духа);
7. Спокойная незаинтересованность, но в то же время высокая оценка всего, что составляет наш объективный и преходящий мир, в его отношении к невидимым областям.

Таковы, по меньшей мере, должны быть требования к тому, кто стремится к совершенному ученичеству. За единственным исключением первого пункта, который, в принципе, хотя и очень редко, мог быть модифицирован, все остальные должны были выполняться неукоснительно, и все они, в большей или меньшей степени, должны были быть развиты во внутренней природе челы БЕЗ ЧЬЕЙ-ЛИБО ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ, прежде чем он действительно мог быть подвергнут испытаниям.

Когда самосовершенствующийся аскет - находящийся внутри или вне обычного мира - достигал какого-то успеха в соответствии со своими способностями, он становился хозяином своих: 1) шарира - тела; 2) индрия - чувств; 3) доша - недостатков; 4) дукха - страданий; он был готов стать единым со своим манасом - разумом, буддхи - интеллектом, или духовным разумом, и атмой - высочайшей душой, т. е. духом. Когда он становится готов для этого, и к тому, чтобы увидеть в атме - высшего правителя в мире чувств, а в воле - высшую созидательную энергию (силу), тогда он, в соответствии с освященными временем правилами, может быть взят одним из Посвященных. Тогда ему возможно будет показан мистический путь, в конце которого он может быть обучен безошибочному различению фала, то есть результатов, произведенных причинами, и ему будут даны способы достижения апаварга - освобождения от страдания повторных рождений (процесса, в который не может вмешаться неведающий), и таким образом избежать пратьябхава - перевоплощения.

(Е.П.Блаватская "Челы и мирские челы")


"Одно из преимуществ ученичества - ускоренное развитие. Ни один ученый в своем стремлении дойти до истины не станет отказываться от помощи более маститого коллеги. Точно так же ни один человек не будет отвергать помощи и указаний кого-либо из Посвященных, ибо рано или поздно, если не на физическом, то на астральном плане жизни им должна будет руководить более высокоразвитая Сущность, пока он сам не станет способен распознавать и поражать коварных и лживых врагов, осаждающих как высшие, так и низшие ступени жизненного пути."

(Ученичество versus медиумизм. "Учение Храма", т.1)

См. также:

- Ученичество
- Гуру